Шимпанзе закрывают глаза на воровство чужой еды, выяснили ученые

Шимпанзе не склонны наказывать своих сородичей, ворующих пищу у других членов стаи, даже в тех случаях, когда жертвой кражи оказываются их ближайшие родственники, заявляют антропологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Способность вмешиваться в конфликт двух сторон и бескорыстно решать его в пользу потерпевшего считается одной из отличительных способностей человека. Чувство справедливости и связанные с ним формы поведения помогают человеческому сообществу ограничивать число "жуликов", пользующихся социальными благами и уклоняющихся от исполнения общественных обязанностей.

Группа биологов под руководством Кита Дженсена (Keith Jensen) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге (Германия) проверила, как обезьяны будут поступать в тех случаях, когда они являются свидетелями кражи.

Как объясняют ученые, в стае шимпанзе всегда существует жесткая иерархия - на вершине "социальной пирамиды" находится альфа-самец и его самые сильные союзники, а на дне - самые слабые индивиды. Общественное положение той или иной обезьяны диктует его возможности. Так, шимпанзе из "низов" стаи вряд ли попытается вступить в конфликт с вышестоящим приматом в тех случаях, когда его собственное благополучие не находится под угрозой.

Учитывая эту особенность социума шимпанзе, авторы статьи провели простой эксперимент. Ученые собрали комплекс из трех отдельных клеток, на пересечении которых находилась открытая площадка. Левая клетка была предназначена для шимпанзе-"вора", центральная - для наблюдателя, а правая - для жертвы.

К правой клетке была прикреплена емкость с едой, которую жертва могла опрокинуть на поднос на полу площадки, в пределах досягаемости рук "жертвы". К его дну была прикреплена веревка, протянутая в клетку на левой стороне площадки. Это позволяло "вору" перетянуть поднос на свою сторону и тем самым украсть еду. Обезьяна в центральной клетке имела шанс воспротивиться этому, нажав на кнопку. При нажатии на полу площадки открывался скрытый люк, и поднос проваливался вниз при движении к левой клетке.

Дженсен и его коллеги собрали группу из 13 обезьян и поочередно сажали их в разные клетки. Таким образом, каждый примат мог примерить на себя все три роли - "жертвы", "вора" и наблюдателя. Ученые следили за действиями каждого подопечного, учитывая их социальное положение и родственные связи с приматами в двух других клетках.

Оказалось, что шимпанзе в целом безучастно отнеслись к трагедии в соседних клетках - они никогда не наказывали "вора". По словам антропологов, на действия обезьян не влияли ни их социальное положение, ни родственные связи с обитателями двух других клеток.

Это показывает, что шимпанзе не обладают врожденным чувством справедливости и что эта способность развилась у непосредственных предков человека, а не общего прародителя шимпанзе и людей, заключают ученые.

Источник новости: ria.ru

Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.