Гусеницы совок метят съедобные листья брачными феромонами

Гусеницы египетских хлопчатниковых совок используют брачные феромоны крайне необычным образом - они наносят их на листья съедобных растений и тем самым привлекают других личинок, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Египетские хлопчатниковые совки (Spodoptera littoralis) принадлежат к числу вредителей, распространившихся широко за пределами оригинального ареала обитания. Гусеницы этих бабочек питаются листьями многих сельскохозяйственных культур, в том числе кукурузы, хлопчатника и табака. Вместе с семенами этих растений совки распространились по всем тропическим регионам планеты.

Группа биологов под руководством Эммануэль Жаквин-Джоли (Emmanuelle Jaquin-Joly) из Института физиологии насекомых в Версале (Франция) изучала поведение гусениц совок в первые дни их жизни.

Жаквин-Джоли и ее коллеги проверили, как гусеницы будут реагировать на различные ароматы, привлекательные для насекомых. В частности, в ходе этого эксперимента биологи использовали растворы ароматического масла, пахучего вещества гексанола, а также экстракты брачных феромонов, извлеченные из тел взрослых Spodoptera littoralis и капустных совок Mamestra brassicae.

Авторы статьи поочередно высаживали гусениц египетских совок в сосуд, на разных концах которого находилось две "кормушки" с листьями. Одна из них была покрыта раствором, тогда как вторая оставалась чистой. Во время эксперимента биологи следили, к какой кормушке предпочитали двигаться гусеницы.

По словам ученых, гусеницы распознавали запахи масла, гексанола и феромонов капустных совок, но не реагировали на них, выбирая кормушку случайным образом. С другой стороны, личинки всегда двигались в направлении того поддона, где лежали листья, помеченные брачными феромонами Spodoptera littoralis. Данная особенность сохранялась даже среди самых молодых личинок совок, прошедших лишь одну или две линьки.

Ученые проверили эти результаты - они отделили антенны от тела гусениц, подключили к ним электроды и проследили, вырабатывают ли они импульсы в присутствии молекул феромонов. Эксперимент подтвердил первоначальные выводы - гусеницы действительно реагировали на брачные феромоны и воспринимали их как сигнал о еде.

Это означает, что хлопчатниковые совки используют одно и то же сигнальное вещество - брачный феромон - для двух разных целей - пометки съедобных растений в "детстве" и приманивания особей противоположного пола во взрослой жизни.

Как полагают ученые, объединение двух функций в одном "феромоне" приносит дополнительную пользу для этих насекомых. Так, самки египетских совок откладывают яйца только на листья тех растений, которые пригодны для пропитания их потомства. Во время откладывания яиц бабочка выделяет в окружающую среду феромоны, часть которых оседает на поверхность листа и таким образом "метит" его. Это позволяет гусеницам приступить к трапезе сразу после рождения и находить новые источники пищи, двигаясь по химическому "следу" взрослых особей.

Источник новости: ria.ru

Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.