Новости

Реклама лекарств: как определить грань дозволенного?

Реклама лекарств: как определить грань дозволенного?

Реклама лекарственного средства должна содержать объективную информацию.

Антимонопольный комитет Украины решил искоренить недостоверную рекламу из Украины. Первым прецедентом стал недавний случай с рекламой лекарства "Лазолван", производителя которого оштрафовали на миллион гривен. Реклама лекарственных средств имеет свою специфику.

В настоящий момент наблюдается изменение подходов к применению ст.21 Закона "О рекламе" и Закона "О защите от недобросовестной конкуренции", констатируют эксперты ЮК "Правовой Альянс", старший партнер Илья Костин и партнер Алексей Бежевец. В частности, если ранее размеры санкций, которые применял Антимонопольный комитет за подобные нарушения, были довольно скромными, то в настоящий момент они стали намного жестче.

После изменений Закона "О защите от недобросовестной конкуренции" у органов Антимонопольного комитета открылось "второе дыхание". В Законе появилась ст.15-1, которая называется "Поширення інформації, що вводить в оману". В тексте данной статьи приводятся случаи, которые законодатель считает проявлением актов недобросовестной конкуренции. Письмо Антимонопольного комитета Украины 17 февраля 2009 года № 21-15/02-1244 разъясняет применение норм вышеупомянутых изменений.

Как сделать "правильную" рекламу

Видимо, рекламодателям понадобится еще раз изучить законодательство. Так, Закон "О рекламе" устанавливает, что реклама лекарственного средства должна содержать объективную информацию о данном средстве, а также осуществляться так, что бы было понятно, что информация является рекламой, а рекламированный товар - лекарственным средством. Также такая реклама должна содержать рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией к применению, которая прилагается к лекарственному средству (ч.4 ст.21). Кроме того, в рекламе лекарственного средства желательно указать номер регистрационного свидетельства.

И.Костин и А.Бежевец рекомендуют рекламодателям подумать, как будет воспринята их реклама непосредственно потребителем, у которого отсутствуют специальные познания. Необходимо помнить, что различные лингвистические анализы - это доказательная база в суде. АМКУ вряд ли будет применять данные доказательства при проведении расследования. Поэтому, при выборе синтаксических оборотов в маркетинговых кампаниях, крайне необходимо учитывать семантический анализ фраз, советуют эксперты.

Рекламодателям необходимо подумать, как будет воспринята их реклама потребителями

Часто в рекламе лекарств употребляются такие словосочетания, как "номер один в мире", "самый эффективный" и прочее. Такие фразы имеют сравнительный характер. В данном случае сравнение направлено на неопределенный круг конкурентов. Следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 21 Закона Украины "О рекламе", в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается размещение ссылок на лекарственные средства, медицинскую технику, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как на наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов. Также запрещены и сравнения с целью усиления рекламного эффекта.

Ч.7 ст.21 Закона "О рекламе" установлено, что использование врачей в рекламе лекарственнных средств противоречит действующему законодательству Украины. Но - такое ограничение распространяется исключительно на рекламу: лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики и реабилитации. То есть, появляние врачей в рекламе зубной пасты или средств личной гигиены не является противозаконным.

Ответственность

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 27 Закона "О рекламе". Ответственность за соответствие предоставленной информации в рекламе несут рекламодатели - то есть, заказчики рекламы для ее производства и/или распространения.

Привлечение к ответственности компании за неправдивую рекламу может быть реализовано посредством обращения в соответствующие контролирующие органы, в частности - АМКУ. Кроме того, в случае нанесения вреда в результате неправдивой рекламы, физлицо может обратиться за возмещением вреда (в том числе морального) в суд.

Законодательные планы

Сфера рекламы лекарств давно волнует потребителей и законодателей. На данный момент в ВР зарегистрирован законопроект № 4708 о внесении изменений в ст.21 Закона "О рекламе". Данным проектом предлагается сопровождать рекламу лекарственных средств следующим предупреждающим текстом: "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья", который должен занимать не менее 15 % площади (объема) всей рекламы.

Также интересен законопроект № 5339-2, которым предлагается запретить рекламу лекарственных средств в перерывах перед началом трансляции теле-, радиопередач, программ для детей и юношества, а также в других СМИ, рассчитанных на такую аудиторию.

Кроме того, до недавнего времени на рассмотрении в ВР находились проекты № 5339 "О запрете рекламы лекарственных средств" (предусматривал рекламу исключительно медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации) и № 4772 "Относительно усовершенствования законодательства в сфере контроля рекламы лекарственных средств" (возможность рекламы только на основании решения специально уполномоченного центрального органа). Но 11 марта эти проекты были отозваны.

Источник новости: provisor.com.ua

Новые препараты
Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.