Моль научилась скрытности 50 млн лет назад, выяснили ученые

Первые виды моли и мотыльков приобрели свою современную "маскировочную" окраску где-то 50 миллионов лет назад, о чем говорят останки пигментов и поверхности крыльев древних мотыльков, отпечатавшихся в залежах горючих сланцев в окрестностях западногерманского городка Мессель, говорят палеонтологи в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

Группа ученых под руководством Марии Макнамара (Maria McNamara) из Йельского университета (США) восстановила наряд древнего насекомого, изучив внутреннее устройство окаменелых чешуек в останках доисторической моли.

Пестрый окрас многих насекомых, животных и птиц обеспечивается не только обширной палитрой пигментов кожи и перьев, но и особым, "трехмерным" устройством их внешних покровов. Биологические природные кристаллы, преломление и дифракция света, а также другие оптические эффекты дарят павлинам их "глаза" на перьях и ярко-синие складки на морде мандрилов в их "визитные карточки".

Макнамара и ее коллеги проанализировали несколько образцов ископаемых насекомых, обнаруженных в горючих сланцах у немецкого города Мессель в отложениях среднего эоцена - эпохи восстановления и расцвета флоры и фауны после вымирания динозавров 65 миллионов лет назад.

Останки мотыльков хорошо сохранились, в том числе и часть пигментов и внутренняя структура чешуек. Авторы статьи просветили окаменелости при помощи электронного микроскопа и микро-спектрофотометра и сравнили их с устройством современных чешуекрылых.

Устройство прожилок крыльев указало на то, что вымершие бабочки принадлежат к числу дальних родственников современных пестрянок из подсемейства Procridinae, многие представители которого обитают в лесах умеренного и тропического поясов. Останки насекомых сохранились в первозданном виде - молекулы органики не были замещены "неживыми" минералами, как это происходит в большинстве окаменелостей.

Чешуйчатое покрытие крыльев представляет собой многослойный отражатель, свойства которого в разных точках менялись в зависимости от поворота и размеров его отдельных элементов.

Внутреннее устройство отражателя из чешуек указывает на то, что видимая окраска моли менялась при смене угла зрения. Это делало окраску бабочки менее яркой и более равномерной. Кроме того, крылья древней моли не были блестящими, в отличие от большинства обычных бабочек и жуков с "металлическими" крыльями.

Большая часть верхних крыльев бабочки была покрыта грязными желтыми чешуйками и обрамлена ярко синей каймой. Задние крылья мотылька оказались окрашены в невзрачный бежевый цвет, а ее тело было покрыто хитином желто-зеленого и коричневого цвета.

Такой окрас характерен и для сегодняшних пестрянок, ведущих дневной образ жизни. Матовая поверхность крыльев и желтый окрас, хорошо видный с большого набора углов, помогал этим бабочкам скрываться среди листьев и цветов леса.

Источник новости: ria.ru