Общественные осы узнают собратьев по "лицам", выяснили ученые

Общественные осы умеют быстро и точно запоминать "лица" своих собратьев, что раньше считалось отличительным навыком приматов и других высокоразвитых млекопитающих, пишут американские биологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Майкл Шихэн (Michael Sheehan) и Элизабет Тиббетс (Elizabeth Tibbetts) из университета штата Мичиган в городе Энн-Арбор (США) пришли к такому выводу, изучая поведение бумажных ос из рода Polistes при встрече с изображением головы другого насекомого или с фотографиями прочих предметов.

В своей работе Шихэн и Тиббетс предположили, что разнообразная окраска и форма головы у некоторых видов ос из рода Polistes помогает им различать друг друга и отличать членов своей семьи от чужаков. Как правило, такие насекомые живут в улье с двумя или более королевами, что довольно необычно для насекомых. С другой стороны, другие виды Polistes не обладают "опознавательной" окраской и их королевы никогда не "дружат" друг с другом.

Для проверки этой гипотезы авторы статьи проследили за тем, как осы с "индивидуальной" и "общей" окраской будут реагировать на нормальные и искаженные изображения своих товарищей по улью. Первую группу составили три самки вида Polistes fuscatus, а вторую - аналогичное количество особей вида Polistes metricus.

Ученые собрали специальную клетку в форме буквы Т. В пол клетки была встроена сетка из электродов, которая постоянно била насекомых слабым зарядом электрического тока в том случае, если она была включена.

После чего биологи поделили клетку и ее пол на четыре "комнаты", электрический пол которых можно было избирательно включать или выключать. На стены каждого отсека ученые повесили несколько "семейных портретов" - на части картин они поместили фотографии головы ос, на другие - их испорченные копии, изображения пейзажей, животных или других вещей.

Подопечные Шихэна и Тиббетс должны были запомнить, какой из портретов их родственников обозначает безопасную комнату, пол которой не был подключен к источнику тока.

Как и ожидали ученые, осы вида Polistes fuscatus быстро научились различать опасные и безопасные комнаты благодаря портретам других ос их вида. Каждая новая попытка сокращала время поиска "островка безопасности" - иначе говоря, оса запоминала нужные портреты и сразу направлялась к ним, избегая дополнительных ударов тока.

С другой стороны, осы из рода с "общей" окраской не научились различать изображения и все время были вынуждены на ощупь находить безопасное помещение.

В ходе эксперимента выяснилось, что Polistes fuscatus распознают и сравнивают "правильные" фотографии гораздо быстрее, чем "испорченные" изображения или другие виды картин.

Ученые проверили свои выводы, поменяв портреты местами - осы с "индивидуальной" окраской сравнивали изображения ос из другой группы и наоборот. Polistes fuscatus не потеряли своей способности, но при этом процент удачных решений несколько снизился. С другой стороны, Polistes metricus научились различать портреты ос из первой группы, но делали это значительно хуже.

Таким образом, общественные осы с пестрой окраской головы оказались на одном уровне с млекопитающими, умеющими различать лица и морды своих соплеменников.

Источник новости: ria.ru

Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.