Яки эволюционировали вместе со своими хозяевами, считают ученые

Биологи получили предварительную версию генома домашнего яка и выяснили, что эти животные и их хозяева - жители высокогорий Тибета - приобрели одинаковые мутации в одних и тех же генах, позволившим им приспособиться к обитанию на большой высоте, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Genetics.

Считается, что высокогорные животные выработали целый набор приспособлений на клеточном и генетическом уровне, позволяющим им переносить суровый климат и недостаток пищи и кислорода на большой высоте. В частности, домашние тибетские яки (Bos grunniens) обладают большими легкими и сердцем, хорошо ориентируются в пространстве, их кровеносная система приспособлена к низкому уровню кислорода, а метаболизм - к постоянному недостатку пищи.

Группа ученых под руководством Цзянь-Цюань Лю (Jianquan Liu) из университета Ланьчжоу (Китай) подготовила предварительную версию генома яка, сравнила его с аналогичными последовательностями для ближайших родственников яков - домашних коров и выделила "высокогорные" мутации в геноме яков.

По словам биологов, геном яка состоит из 2,657 миллиона нуклеотидов - "кирпичиков" ДНК, что сопоставимо с размерами генома домашней коровы - 2,649 миллиона азотистых оснований. Как отмечают исследователи, геномы яка и коровы совпадают примерно на 94%, что подтверждает их близкие родственные связи. По расчетам ученых, яки и коровы разделились примерно 4,9 миллиона лет назад.

Полученная последовательность нуклеотидов содержит в себе 22,2 тысячи генов, кодирующих "инструкции" по сборке белков. Около 100 из них были уникальными для яков и не встречались в геномах коровы, человека или собаки. Как утверждают ученые, данные гены отвечают за работу иммунной системы и обоняния.

Затем ученые сравнили структуру генов в геномах тибетцев, коров и яков, пытаясь обнаружить приспособления к проживанию на высокогорье.

Сравнение показало, что яки и тибетцы приобрели примерно одинаковый набор "высокогорных" мутаций, отсутствующих у обычных домашних коров. Так, геномы яков и их хозяев содержат в себе схожие мутации в гене Adam17, управляющим метаболизмом организма в условиях недостатка кислорода.

Кроме того, четвероногий символ Тибета получил несколько полезных изменений в гене Camk2b, позволяющих ему лучше переваривать зеленую растительность и извлекать из нее больше питательных веществ.

Как полагают исследователи, предки яков и их хозяева схожим образом отреагировали на переселение на территорию Тибета и приобрели идентичные мутации, полезные для выживания в условиях высокогорья.

Ученые считают, что их исследование поможет лучше понимать причины горной болезни и других расстройств, связанных с проживанием на непривычно большой высоте.

Источник новости: ria.ru

Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.