После аварии на "Фукусиме" в Японии обнаружили бабочек-мутантов

Авария на АЭС "Фукусима-1" привела к масштабной утечке радиоактивных материалов. Своевременная и надёжная оценка воздействия радиации на биологию оказалась невозможной, и только сейчас начинают появляться первые данные.

Группа японских исследователей обнаружила физиологические и генетические повреждения в результате катастрофы у бледно-голубой бабочки Zizeeria maha - широко распространённого в Японии представителя семейства голубянок.

Первые экземпляры, пойманные в районе станции в мае 2011 года (напомним, авария случилась в марте того года, когда майские бабочки были ещё личинками), демонстрировали относительно умеренные аномалии. В целом примерно у 12% бабочек, испытавших воздействие радиации, уменьшились крылья и оказались повреждены глаза.

Однако у 18% их отпрысков, выведенных в лаборатории, проявились более серьёзные отклонения, которые тоже передались потомству. В третьем поколении доля "мутантов" достигла 34%.

В сентябре 2011 года исследователи собрали новую партию бабочек - всего 240 особей. 52% из них имели те же самые аномалии.

Похожие отклонения удалось воспроизвести экспериментальным образом у особей из незаражённых областей путём внутреннего и внешнего облучения малыми дозами. Тем самым была подтверждена гипотеза о том, что виной произошедшему стала авария на атомной станции.

Учёные предупреждают, что эти выводы не следует переносить на другие виды, в том числе на человека. Многие эксперты по-прежнему отрицают, что авария на "Фукусиме-1" приведёт к всплеску заболеваемости раком или лейкемией, то есть недугами, которые считаются связанными с облучением. В то же время необходимо долгосрочное медицинское наблюдение из-за озабоченности среди молодых людей по поводу рака щитовидной железы, который был распространён в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Франс Пресс.

Источник новости: podrobnosti.ua