Биологи нашли ген полосатой и пятнистой окраски кошек

Ген Taqpep оказался общим переключателем формы рисунка на шкуре многих видов кошек - нормальная версия этого гена приводит к появлению тигровых полосок, а мутантная - леопардовых пятен, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"До сих пор никому не удавалось объяснить с точки зрения биологии, откуда берутся пятна на шкуре гепардов, полоски тигров, зебр или даже рисунки на теле обычных домашних кошек. Клетки темных полосок каким-то непостижимым образом знают, что они должны быть черными и помнят об этом на протяжении всей жизни кошки. Нас заинтересовало, что же происходит на границе между светлыми и темными участками и почему пятна и полоски растут вместе с животным", - заявил руководитель группы биологов Грегори Барш (Gregory Barsh) из Стэнфордского университета (США).

Барш и его коллеги пытались понять, как возникают полоски на теле чрезвычайно редких королевских гепардов, встречающиеся в некоторых районах Зимбабве и некоторых других африканских стран.

Авторы статьи нашли ответ на этот вопрос в весьма неожиданном месте - приюте для диких кошек, пойманных социальными службами штата Калифорния и ожидающих стерилизации.

Как объясняют ученые, рисунок на шкуре у одичавших кошек и их домашних сородичей не является случайным - как правило, потомство наследует тигровые полоски или леопардовые пятна от родителей. Барш и его коллеги попытались найти генетические корни окраски, собрав образцы тканей кожи у 58 пятнистых и 19 полосатых кошек и сравнив их геномы.

Сравнение ДНК кошек позволило ученым обнаружить особый участок на первой хромосоме, который управлял окраской и формой рисунка на их шкуре. Затем ученые сопоставили структуру этого фрагмента в геномах полосатых и пятнистых кошек, пытаясь найти сходства и различия между особями в этих группах.

По словам биологов, данная часть генома достаточно сильно отличались друг от друга у полосатых кошек, тогда как у пятнистых хищников она содержала несколько совпадающих участков в гене Taqpep. Исследователи сравнили структуру этого гена в ДНК крупных кошек, в том числе гепардов и тигров, и обнаружили, что Taqpep содержал мутацию в геномах всех кошек с пятнистым окрасом.

Авторы статьи попытались выяснить роль этих мутаций в формировании окраски кошачьих, изучив процесс формирования волосяных луковиц и других компонентов кожи в зародыше кошки. По их словам, включение Taqpep в определенный период развития зародыша приводит к тому, что работа гена черной окраски Edn3 усиливается в части пигментных клеток, тогда как в других он подавляется.

Благодаря этому на будущей шкуре кошки появляются характерные полоски или точки в зависимости от наличия или отсутствия мутации в гене Taqpep. Эти изменения в работе гена сохраняются на всю жизнь, что объясняет, почему пятна и полоски на теле кошек растут вместе с ними.

В своей следующей работе Барш и его коллеги планируют изучить, почему мутации в Taqpep не влияют на окраску некоторых крупных кошек, в том числе львов и пум.

Источник новости: ria.ru

Гальмолакт
Гальмолакт (Бровафарма)

Ветеринарный препарат Гальмолакт производства Бровафарма, применяют сукам и кошкам для устранения симптомов ложной беременности (псевдобеременности) и прекращения лактации при отлучении щенков и котят.
Атоксил ВП
Атоксил ВП (Орисил-Фарм)

Ветеринарный препарат Атоксил ВП производства Орисил-Фарм, применяют с целью профилактики и в комплексе терапевтических мероприятий, как сорбент перорально крупному рогатому скоту, свиньям, собакам, кошкам, цыплятам-бройлерам при желудочно-кишечных заболеваниях с диарейным синдромом, гепатитах, интоксикациях, микотоксикозах.
ImmunoDol Cat
ImmunoDol Cat (Dolfos)

Ветеринарный препарат ImmunoDol Cat, производства Dolfos, применяют котам для укрепления иммунитета, также рекомендовано животным, переживающим стресс, независимо от возрастных особенностей или способа содержания. Назначают молодым кошкам для поддержания стабильной иммунной системы.