Ос-паразитов уличили в генной модификации своих жертв

Осы-паразиты не только вредят своим жертвам-гусеницам (забрасывая свои яйца в их организм), но иногда передают им некоторые ценные свойства. Как выяснили французские ученые, осы передали гусеницам часть вирусной ДНК, которая вошла в геном последних, защитив их от смертельно опасного вируса. Статья на данную тему представлена в журнале PLoS Genetics.

Жан-Мишель Дрезен (Jean-Michel Drezen) давно выяснил, что осы вводят своим жертвам специальные браковирусы. Попадая в организм бабочки, они нарушают работу белков цитоскелета (клеточного каркаса), что подавляет иммунную реакцию на вторжение чужеродных тел и позволяет яйцам ос бесконтрольно расти.

Однако Дрезен неожиданно обнаружил, что гусеницы обратили часть вируса себе на пользу. Ученый сделал свое открытие, проверяя базу данных ДНК различных бабочек и мотыльков на предмет последовательностей из ДНК браковирусов. По всей видимости, на определенном этапе эволюции (когда осы-паразиты еще не представляли смертельную опасность для своих жертв) гены вируса проникли в гаметоциты бабочек и стали передаваться по наследству. Также возможно, что ДНК браковирусов попадал к бабочкам, которые были бесполезны для ос (и которые, следовательно, выживали после атаки паразитов).

Находка в компьютерной базе данных подтвердилась при анализе ДНК живых насекомых. Более того, выяснилось, что вирус приносит с собой и гены самих ос в геном бабочек.

Однако ученых удивило другое: по неизвестной причине чужеродные гены остаются активными в организме насекомых и передаются из поколения в поколение. Следовательно, бабочки научились извлекать пользу из генов паразитов.

Дальнейшие эксперименты показали, что гены браковирусов защищают гусениц от других опасных микроорганизмов — бакуловирусов. Эти патогены также используют цитоскелеты для размножения в организме хозяев. Гены же браковирусов не только нарушают нормальную работу цитоскелета, но и блокируют доступ к нему бакуловирусов. Таким образом, у прошлых атак ос-паразитов нашлось одно положительное последствие.